ПО ТУ СТОРОНУ КОСМОСА
(ПАРАБРАМАН)
Ты познал тайну о Великом Космическом Ритме.
Ты теперь знаешь о вечной смене Циклов Вселенной.
Ты захочешь узнать и дальнейшее:
Что же устанавливает деятельность этих периодов?
Что же дает импульс повторным рождениям
Космоса из Небытия?
Слушай, что расскажет об этом легенда
.
В древнеиндусской священной книге «Вишну-Пурана» есть такое место: «Не
было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света — ничего,
кроме Единого, непостижимого разумом, или Того, что есть Парабраман».
Вспомним также фрагменты из первой легенды, в которой говорится о
«Едином в его дыхании без вздоха» и о «Нерушимом Вечном Дыхании, не
знающем себя».
Эти отрывки говорят о том, что во время Маха-Пралайи, когда все сущее
растворилось в Небытии, все же остается существовать Нечто нерушимое.
Это есть Великий Космический Принцип, беспричинная Причина Бытия,
которая после Маха-Пралайи вызовет новое появление Вселенной. Так же,
как после потухания Огня, после его растворения в Небытии, остается
«Принцип Огня», который делает возможным повторное проявление Огня,
вызывание его к Бытию. Этому Великому Божественному Принципу, или
Закону, в легендах дано наименование «Парабраман» — То, что лежит за
Браманом, что находится по ту сторону Брамана — Космоса.
Это Единое и Бесконечное Начало существует от вечности, являясь
пассивным либо активным в регулярной и гармонической последовательности.
При начале периода деятельности совершается распространение этого
Божественного Начала — и видимый Мир является конечным результатом
длинной цепи Космических Сил, последовательно приведенных в движение.
Также, когда наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит
сокращение Божественного Начала — и предыдущее создание постепенно и
последовательно растворяется.
В другой древней книге об этом сказано так: «Выдыхание Непознаваемого
Начала рождает Мир, а вдыхание заставляет его исчезать. Этот процесс
продолжается извечно, и наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных
серий, не имеющих ни начала, ни конца».
Эта величественная Причина всего сущего легендами древности полагалась в
основу Мироздания. Все древние народы поклонялись этому Единому
Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими
каждому народу, каждой стране. Вот как славословит это Великое понятие
один из гимнов Абсолюту — Парабраману:
Ты
— Един, начало всех чисел, основа всех Построений.
Ты — Един, и в Тайне Твоего Единства теряются
Мудрейшие из людей, ибо они не знают Его.
Ты — Един, и Твое Единство никогда не
Умаляется и никогда не расширяется, и не может Быть изменено.
Ты — Един, но не как элемент исчисления, ибо
Твое Единство не допускает умножения,
Изменения или формы.
Ты — cуществуешь, но понимание и зрение
Смертных не может ни постичь Твоего Существования,
Ни определить Твое «Где? Как и Почему?»
Ты — существуешь, но в Себе Одном, ибо никто
Другой не может существовать с Тобою.
Ты — существуешь прежде всех времен и вне
Всякого места.
Ты — существуешь, и Твое существование так
Глубоко и сокровенно, что никто не может
Проникнуть в Твою Тайну и открыть ее.
Ты — жив, но вне времени, которое можно Установить или знать.
Ты — живешь, но не силою духа или души, ибо
Ты есть Сам Душа всех Душ!
Во всех легендах и гимнах указывается, что этот Вездесущий, Вечный,
Беспредельный и Непреложный Принцип превышает мощь человеческого
понимания. Он может быть лишь умален человеческими выражениями и
уподоблениями. Поэтому считается, что никакие рассуждения о Нем
невозможны. Так, Сократ неизменно отказывался обсуждать Тайну Мировой
Сущности. Абсолют есть Беспредельность, потому всякие суждения о Нем
неизбежно будут лишь ограничениями Его. Величие и Красота
Беспредельности не укладываются ни в нашем ограниченном представлении,
ни в наших терминах и должны оставаться в пределах Несказуемого. Поэтому
Непознаваемая Причина Космоса остается Величайшей Тайной, навсегда
непостижимой. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления
этого Абсолюта, этой вечно невидимой Души Космоса.
Во всех легендах Парабраман, или Абсолют, является чисто философским
понятием — Принципом, Законом или Началом, на котором зиждутся Бытие и
Небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это философское
понятие, переделав его в идею «Единого Бога», «Творца Земли и Неба».
Таким умалением это Великое понятие было низведено до бога-личности, до
«Властелина Вселенной». Этот личный бог обладает уже определенным
характером: он сердится, карает, награждает. Но его можно и
умилостивить, особенно, если приносятся определенные жертвы слугам
его... Да, такого «бога» древние легенды не знают.
Так повествует легенда о второй Тайне Космоса — о Вечном и Неизменном
Начале Вселенной. |