Лётная и парашютная подготовка
Важную роль в становлении космонавта как
профессионала играет лётная и парашютная подготовка. В программу первой
входят полёты на современных истребителях и тяжёлых транспортных
самолётах. При этом овладение техникой пилотирования является не целью,
а средством формирования соответствующих качеств. Полёты на самолётах
развивают пространственную ориентировку и умение принимать решения в
условиях дефицита времени; укрепляют навыки в работе с органами
управления и приборами; тренируют внимание, переключаемость и
устойчивость при выполнении монотонной работы, вырабатывают способность
одновременно решать несколько задач, связанных с управлением, и т. д.
В 1960-1963 гг. парашютная подготовка имела
совершенно конкретную цель - безопасное приземление после полёта
(спускаемый аппарат "Восток" и космонавт приземлялись каждый на своём
парашюте). По программе следовало выполнить 50-70 прыжков в год, в том
числе на море, в скафандре и с аварийным запасом. Руководил процессом
заслуженный мастер спорта, неоднократный рекордсмен Н. К. Никитин,
сумевший увлечь космонавтов. Они занимались с неподдельным энтузиазмом и
удовольствием вопреки тому, что обычно лётчики (а практически все первые
космонавты были ими) прыгать с парашютом ну очень не любят.
С появлением космических кораблей серий "Восход"
и "Союз" и переходом на штатное приземление в спускаемом аппарате объём
парашютной подготовки к началу 70-х гг. XX в. сводился к одному-двум
прыжкам в год лишь для получения допуска к полётам на самолётах.
Однако только парашютная подготовка позволяет
моделировать реальную стрессовую обстановку, развивать морально-волевые
качества. Поэтому с 80-х гг. в программу уже включают 25-30 прыжков с
задержкой раскрытия парашюта до 30-50 с. Космонавту даются разнообразные
задания, которые он должен выполнить в условиях дефицита времени при
свободном падении и после раскрытия парашюта. Кроме того, нужно вести
репортаж, он записывается на магнитофон и затем анализируется, чтобы
определить эмоциональное напряжение парашютиста.
Наиболее психологически сложным является задание,
в котором необходимо по выложенным на земле знакам определить или
рассчитать (выполнив некие арифметические действия) время раскрытия
парашюта, поскольку это связано с реальным риском. Разумеется, если
парашютист не откроет парашют вовремя, это сделает за него автомат.
Выполняющий упражнения оказывается в состоянии, максимально приближенном
к тому стрессовому, которое возникает в аварийной обстановке на
космическом корабле при дефиците времени для выхода из неё.
|