КОГО
ЖЕ БЕРУТ В КОСМОНАВТЫ
Отбор в космонавты - это непрерывный процесс,
происходящий на всех этапах подготовки, в течение всего времени
пребывания в отряде. Даже пройдя жёсткий первоначальный отсев, очень
трудно овладеть нужными навыками и развить соответствующие личностные
качества, но ещё сложнее, освоив профессию, оказаться востребованным.
Конечно, отбор происходит везде, но в других профессиях существует много
ступеней для самореализации (можно не стать лётчиком-испытателем, но
водить пассажирские лайнеры или работать в сельскохозяйственной авиации
- всё равно ты
лётчик!), а в космической профессии единственный критерий - участие в
полёте. Между "слетал" и "не слетал", уже ставшими терминами в Центре
подготовки космонавтов, - дистанция огромного размера.
ОТБОР ПЕРВЫХ КОСМОНАВТОВ…
Когда было принято решение о полёте человека в
космос, то сразу встал вопрос: представителей каких профессий следует
предпочесть? Высказывались разные мнения. Например, врачей, поскольку
основной задачей космонавта в первых полётах было исследовать состояние
и реакции собственного организма. Или инженеров, принимавших участие в
создании космического аппарата: кто лучше знает корабль, чем
разработчики!
Сергей Павлович Королёв считал, что "для такого
дела лучше всего подготовлены лётчики, и в первую очередь лётчики
реактивной истребительной авиации. Лётчик-истребитель - это и есть
требуемый универсал… Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер.
Немаловажно и то, что он - кадровый военный, а значит, обладает ещё и
такими необходимыми для будущего космонавта качествами, как собранность,
дисциплинированность, непреклонное стремление к поставленной цели". И
добавлял в шутку: "...он и швец, и жнец, и на дуде игрец". Практика
подтвердила правильность этого выбора. Королёв так сформулировал
требования к кандидатам в космонавты: не старше 30 лет, безупречное
состояние здоровья, высокая психическая устойчивость и общая
выносливость организма, отличная лётная успеваемость, волевой характер,
трудолюбие и любознательность. Космическая техника того времени
определяла антропометрические характеристики: рост не выше 175 см, вес
70-72 кг.
В то время слишком мало знали о воздействии
условий полёта на организм человека, поэтому медицинские требования при
отборе были особенно жёсткими. Первый начальник Центра подготовки
космонавтов Е. А. Карпов называл это "сверхотбором".
Чтобы выяснить степень переносимости нагрузок,
проводились так называемые функциональные нагрузочные пробы - испытания
в предельных для человека условиях в барокамере, на центрифуге и др. Это
позволяло выявить скрытые заболевания и отклонения, о которых человек
мог даже и не подозревать. Такие пробы называют ещё провокационными.
Кроме того, на основании полученных данных определялись резервные
возможности человека, его запас прочности.
"Сверхотбор" был оправдан на начальном этапе,
поскольку космос таил в себе много неизвестного, вероятно ужасного, и
было не ясно, возможно ли пребывание там человека, не повредится ли он
рассудком. После полёта Юрия Алексеевича Гагарина эти страхи исчезли,
технические руководители программы стали выражать сомнение в
необходимости столь жёстких требований, и их снижение произошло
удивительно быстро. С. П. Королёв считал, что "медицина" тормозит
развитие программы, и даже допускал выражения типа: "Пора поменьше
мучить людей по программе для кроликов!". Возможно, это было связано с
его желанием сформировать в своём ОКБ-1 гражданский отряд космонавтов.
…И ПЕРВЫХ АСТРОНАВТОВ
Цели и задачи отбора американских астронавтов были
те же - найти людей, которые смогут хорошо адаптироваться к необычным (и
тяжёлым!) условиям космического полёта и успешно выполнить программу.
Кандидаты точно так же проходили детальное медицинское обследование по
методикам, опиравшимся на опыт авиационной медицины.
По рекомендации, одобренной президентом США
Дуайтом Эйзенхауэром, к кандидатам в астронавты предъявлялись следующие
требования: рост не более 182 см, возраст не старше 40 лет, безупречное
здоровье, диплом лётной школы ВВС или ВМС либо о высшем образовании в
области точных или технических наук, опыт полётов не менее 1500 ч (в
основном на реактивных самолётах).
9 апреля 1959 г. отобранная из 508 кандидатов
первая группа астронавтов, в которую вошли Джон Гленн, Вирджил Гриссом,
Малколм Карпентер, Гордон Купер, Доналд Слейтон, Алан Шепард и Уолтер
Ширра, была представлена общественности.
При формировании группы американцы тоже
использовали "сверхотбор": требования к здоровью и личным качествам
кандидатов оказались гораздо более жёсткими, чем даже к экипажам атомных
подводных лодок. Кроме углублённого медицинского обследования
использовались разнообразные тесты, включая психологические. Так, для
испытания силы воли и выносливости кандидат должен был семь минут
просидеть, погрузив обе ноги в воду со льдом, три часа провести в тёмном
звукоизолированном помещении, два часа - в особой камере при температуре
50 °С. Проводились испытания на центрифуге, на вибростенде (с
завязанными глазами; задача - не потерять равновесие) и т. п.
ПОХОЖИЕ, НО РАЗНЫЕ
При разработке первого советского космического
корабля "Восток" принимались чрезвычайные меры по обеспечению
безопасности полёта. Корабль был автоматическим, ручное управление не
предусматривалось. Мощность нашей "семёрки" (ракета-носитель Р-7) и
соответственно масса корабля - около пяти тонн - позволяли надёжно
продублировать бортовые системы управления. Поэтому высокий уровень
пилотирования от кандидатов в космонавты не требовался - больше внимания
обращали на желание учиться, умение приспосабливаться в сложных
условиях.
С. П. Королёв и его соратники понимали, что
программа исследования и освоения космического пространства станет
расширяться, полётов будет много. Поэтому в первый отряд набрали 20
человек - на перспективу.
Первый американский корабль "Меркурий", по
признанию самих разработчиков, создавался с единственной целью - как
можно быстрее и с минимальными затратами доставить человека на орбиту.
Вес его составлял всего 1,3 т - мощной ракеты-носителя у американцев не
было. Из-за невозможности в достаточной мере продублировать автоматику
обеспечение надёжности управления и безопасности полёта возлагалось на
астронавта. Исходя из этого, в первый отряд астронавтов отобрали
лётчиков с большим испытательским и даже боевым опытом, что себя
оправдало: отказов в полётах "Меркурия" случалось много, и всегда
астронавтам удавалось с ними справиться.
По мере того как накапливались знания о
самочувствии человека в космосе, создавались новые, всё более
совершенные пилотируемые аппараты, изменялась система и отбора, и
подготовки. Требования к личностным качествам и здоровью не стали,
конечно, менее строгими, но от некоторых экстравагантных тестов и
чрезмерных нагрузок отказались.
Когда начались полёты американцев на "Союзах", а
россиян на американских челноках и совместная работа на станции "Мир" и
МКС, требования к отбору и системы подготовки существенно сблизились,
хотя по-прежнему во многом разнились.
Различаются как требования к антропометрическим
данным, так и сами перечни. Так, у американцев - рост не выше 193 см,
минимальный рост для пилотов - 162,6 см, для специалистов по полезной
нагрузке - 152,5 см. У нас - рост не более 182 см, вес не более 85 кг,
рост в сидячем положении не более 94 см.
Но личностные и профессиональные качества не
зависят от природных данных. Именно на долю "крошки Нэнси" (астронавт
Нэнси Керри имела минимально допустимый рост, а вес - всего 43 кг)
выпало исполнение ответственейшей и сложнейшей операции - стыковки
первых и самых больших модулей МКС - "Юнити" и "Зари".
С началом эксплуатации космического корабля "Союз
ТМА" (2002 г.) требования к антропометрическим данным космонавтов и
астронавтов стали практически одинаковыми.
В XXI в. продолжают вырабатываться единые подходы
и общие стандарты.
|